Родился 15 марта 1923 г. Верхне-Морукском наслеге Мегино – Кангаласского улуса, ныне село Сатагай Амгинского улуса. Был призван 9 сентября 1942 года. Воевал в составе 506 отдельном огнеметном танковом батальоне – сержант артиллерист. Погиб за освобождение г. Харьков 15 марта 1943 г., это стало известно спустя 25 лет.
Трудовую жизнь Григорий начал рано. После смерти матери 1936 г. как старший из шестерых детей, помогал отцу содержать семью. Работал колхозе, ходил на охоту. Хорошо учился в школе, был пионервожатым, активно участвовал в общественной жизни. А затем одним из первых из своего Алтанского наслега поступил в Якутский сельскохозяйственный техникум на ветеринарного врача.
Осенью 1942 г. досрочно окончил техникум и был направлен на работу помощником ветврача в Мегино – Кангаласский район, но был призван на войну даже не успел попрощаться с отцом.
Скупые солдатские письма приходили нечасто. Последнее письмо от Гриши родные получили зимой 1943 года, в котором он сообщил, что служит в артиллерии и громит врага. В этом же году было получено письмо от замполита части капитана Тонина. Он писал, что Григорий служит отлично, храбро сражается с гитлеровцами. Благодарил родителей за хорошо воспитанного сына. С тех пор о судьбе сына, брата родные ничего не знали. в 1946 году сгорел дом Окороковых, где сгорели все документы, письма, фотографии Григория. После войны Иннокентий Михайлович, брат Григория, несколько раз отправлял письма-запросы в военкомат, ответ был один: Григорий Окороков пропал без вести. Целых двадцать пять лет родные жили в неведении о судьбе родного человека.
В 1968 году в июле украинском городе Харькове студенты техникума электросвязи рыли траншею под телефонный кабель. Вдруг на перекрестке улицы Одесской и проспекта Гагарина их лопаты наткнулись на деревянную стенку под землей. Когда они отвернули несколько бревен, выкатились останки солдата в изорванном осколками и пулями обмундировании. О найденных в забытом блиндаже останках стало известно в Москве, в редакции журнала “Сельская новь”. Журналисту Степану Кашурко предложено было лететь на место происшествия. Тщательное изучение Кашурко истории тех далеких мартовских сражений 1943 года, пребывания в местах ожесточенных боев советских 25 артиллеристов против немецких танков, беседы с очевидцами событий, которые еще помнили те годы – все это дало богатый материал для создания документальной повести “Тайна военного блиндажа”, которая была напечатана в 1969 году в № 12 и №1,2 за 1970 год в журнале “Сельская новь”. Прочитав повесть Кашурко, люди, знавшие Григория Окорокова лично, делились воспоминаниями. Получены были письма генерала-майора Дениса Бурдова, ветеранов 235-й отдельной огнеметной танковой бригады: инженера-плковника Лутовина Г.С., подполковника запаса Бондарева И.М., по которым был восстановлен военный путь Григория Окорокова.
Окороков Григорий Михайлович
Нашли ошибку? Просим написать нам: nvk-online@mail.ru с указанием ссылки.