Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.
ЛЮДИ ПОБЕДЫ
Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.

Сафонова Екатерина Николаевна

Екатерина Николаевна родилась 12 февраля 1922 года в селе Дабан Кочегаровского сельсовета Олекминского района в семье бедняка. Отец Софонов Николай Николаевич, мать Софонова Мария Спиридоновна. Детей в семье было семеро. Когда мать умерла, Кате всего было 3 года.
«Жили трудно, – рассказывает Екатерина Николаевна, но я получила начальное образование – 4 класса. В 1934 году мне исполнилось 12 лет, устроилась на работу в колхоз «Молотов», председателем которого была моя сестра Ульяна Николаевна, однако, боясь репрессий, она ничем мне не помогала. Я и несколько дабанских подростков (Нельбасова Майя, Сафонова Мария, Нельбасова Акулина, Нохтуенва Татьяна) возили на конях копны, иногда подгребали под копнами остатки скошенного сена, сушили. И так каждое лето, наряду с мужчинами, трудились на покосе, уборке картофеля и зерна. На быках подвозили картошку в овощехранилище, а зерно – на склад, осенью его молотили.
Когда началась война, мою сестру направили председателем в Кочегаровский сельсовет, туда уехала и я, но с сестрой ни разу не встретились. Там, в колхозе «Победа» со стариком Афанасием Матвеевичем Пшенниковым, а позже с Михаилом Тарлаковым, на трех лошадях возили сено для колхозного скота, заготавливали и развозили по домам дрова, возили почту. Теплой одежды не было, каждый вечер подшивала торбаса веревкой из конопли, так делали все, а назавтра от намокания подметки снова отлетали. Отмораживали лицо, ноги, руки. От отмороженных частей ноги сукровица стекала вниз и прилипала к торбасам, кое-как отдирала их с кожей и кровью. Сейчас-то об этом рассказывать легко, а каково было переносить все это?
Жили по нескольку семей в одном доме. На сутки выдавали по 400 грамм ячменной лепешки, очень редко – немного картошки.
Вскоре нас, пятерых подростков из колхоза отправили в Дельгейский леспромхоз, где вместе с нами работали Тогуллаева Александра, Хаппарова Мария и Ксенофонтов Иван из 1 Нерюктяя, Иванов Александр и Жирохов Иван из Таас-Анны, Чу-са-ви Александра из Каландарашвили. Две зимы я проработала трелевщицей. Из леса на коне вывозили бревна к ледяной дороге, которую заранее выдалбливали в земле, обливали водой, чтобы образовался желоб, по нему скатывали бревна на берег. Затем их складывали, а летом делали из них плоты и сплавляли по реке на Север в Тикси. Две зимы работала трелевщиком. Одежонка – худая, питание – скудная. С раннего утра до позднего вечера сцепляли и возили шестиметровые бревна. Вечером, попив кипятку с лепешкой, валились в сонном забытьи. Иногда ночью девочки плакали от голода, от усталости, а утром опять, одев не успевшую просохнуть одежду, выходили на мороз и шли на деляну. Иногда даже кони не выдерживали, падали, а молоденькие девчонки, мальчишки, старики работали на пределе человеческих возможностей и держались одной на всех надеждой: «Вот кончится война, вернутся мужики, тогда и отдохнем…».
После вернулась в колхоз «Победа», где познакомилась с сиротами Степаном Смогайловым и Пшенниковой из Нелена села Дабан. Возила почту из Кочегарово до Дельгея (45 км), на лошадях из одной деревни до другой возила солдат и уполномоченных в авиапорт, охотников – в лес. Иной раз приходилось везти и в ночное время. А ночью зимой бывало всякое. Однажды я повезла бригадира Пшенникова Николая, Голомарева Павла и Шумилова П. на охоту в тайгу, возвращалась поздно ночью. Кони отказались идти, начали храпеть, вставать на дыбы, ошалело озираться по сторонам. Я поняла, что рядом волки или медведи. Изо всех сил ударяла коней вожжами, кричала. Кони вранули с места во весь опор, помчались до дома. Позже охотники рассказывали, что назавтра они пошли за мной по следу и видели следы волков.
После войны я переехала в 1-Нерюктяй. Каждое лето в совхозе «Димитровский» работала на посевной, уборочной, столовщиком в тракторной бригаде – возила обеды, полдники, кормила совхозников. Зимой перебирала картофель в овощехранилище.
В 1948 году устроилась кастеляншей-кладовщицей в 1-Нерюктяйинский детский дом. Руководил им в то время Степан Григорьевич Будищев, завучем был Роман Романович Корнилов, бухгалтерию вел Кожемякин. В детском доме воспитывалось около восьмидесяти детей-сирот. Например, Алексей Александрович Мордосов был секретарем исполкома райсовета – это очень серьезная, ответственная работа. Владимир Павлович Прокопьев долгие годы преподавал в 1-нерюктяйинской средней школе биологию.
В 1952 году я вышла замуж. С 1955 года работала продавцом ларька №2 в селе Бирюк. Помню председателя 1-Нерюктяйинского сельпо Кузнецова, бухгалтера Кулагину Анну, счетовода Тобохову Марию, кассира Метякову Галину. Продукты в свой ларек возила со склада, которым заведовал Сукулов Михаил Иннокентьевич, а завкустом был Тектясов Павел Григорьевич.
За вкуснейшим хлебом нашего пекаря Ивана Золотарева приезжали даже из города. Весь полученный товар, в том числе и хлеб, на конных санях вывозил Венедиктов Илья Григорьевич. С 1959 по 1972 годы, до выхода на пенсию, заведовала ларьком. Затем ларек переименовали в магазин №13 Абагинского сельпо. После ухода на заслуженный отдых я каждое лето работала завхозом-кладовщиком в детских яслях и оздоровительном лагере, позже – помощником повара в 1-Нерюктяйинской средней школе.
Мой муж Дмитрий Дмитриевич Попов был участником Великой Отечественной войны, умер в 1988 году. Семеро наших детей живут в разных уголках республики».
Екатерина Николаевна награждена 11 медалями, почетиными грамотами, получала благодарственные письма от президента страны, республики, глав района. Имеет орден «Материанская слава» 3 степени, является ударником Коммунистического труда, ветераном тыла, вдовой ветерана войны. От пережитого в те лихолетья стала инвалидом 1 группы, абсолютно потеряла зрение. Сейчас проживает у младшей дочери в Олекминске.
Старшее поколение людей, доживших до сегодняшнего дня, довольны тем, что их заслуги не забыты государством и земляками.

Подразделение где служил, воспоминания и биография.

Нашли ошибку? Просим написать нам: nvk-online@mail.ru с указанием ссылки.