(Из воспоминаний ветерана)
Родился в 1927 году в урочище Чаянда Мэйик-Таатаканского наслега Ленского района. В 1945 году призван на военную службу. В начале попал в 91-й запасной стрелковый полк на станции Мальта Иркутской области. Там нас учили обращаться с разным оружием, стрелять, бросать гранату, рыть окопы. А еще были занятия, которые назывались «Военно-политический облик японского солдата». 1 августа 1945 года мы услышали, что Япония объявила войну Советскому Союзу. Через несколько дней полк на товарном поезде отправили на восток. Ехали долго. Вот проехали Улан-Удэ, потом Читу и, наконец, приехали на станцию Соловьевск, которая граничила с Монголией и Маньчжурией. Там увидели очень много замаскированной военной техники. Было много разных танков, военных машин, орудий разных калибров. И где-то далеко были слышны гул самолетов и взрывы бомбежек. Потом командиры объяснили молодым солдатам, что здесь проходит линия фронта.
В конце августа 16 взводов, вооруженных одними автоматами, повезли на грузовиках вглубь Маньчжурии. Проехав 20 километров, увидели огромный котлован, в котором сидело очень много пленных японских солдат. Как потом узнали, там было 115 тысяч человек. Мне и еще 24 солдатам-автоматчикам приказали сопроводить 5 тысяч пленных до станции Соловьевка. С большим трудом, в несколько рейсов, удалось выполнить приказ. После этого меня и шестерых товарищей определили в спецгоспиталь №1484 для охраны пленных, проходивших там лечение. Тех, кто выздоравливал, отправляли на родину. Мне довелось дважды сопровождать их до бухты Находка.
В 1948 году госпиталь закрыли, и меня направили служить в город Караганда. Там тоже охранял военнопленных японцев и немцев. В 1950 году всех военнопленных отправили на родину. Я, прослужив в регулярной армии еще 2 года, вернулся на свою родину.
Курнев Тарас Прокопьевич
Нашли ошибку? Просим написать нам: nvk-online@mail.ru с указанием ссылки.