Кычкин Иннокентий Гаврильевич (1923-1979) – мой дядя по матери, единственный фронтовик, которого я знал близко и много с ним общался.
Родился в Дойдунском наслеге (Матта) нынешнего Мегино-Кангаласского улуса.
Награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями “За отвагу” и “За победу над Германией”.
Из книги: «Мэҥэ-Хаҥалас – Ийэ дойду көмүскэлигэр (Өйдөбүнньүк кинигэ), Москва, ООО “Восток-издат”, 2005., с.143»
Дядю Кешу я знаю хорошо, он жил у моих родственников Местниковых – младшего брата моей мамы Василия Ивановича и его супруги Галины Ильиничны. Был очень жизнерадостным, позитивным человеком. Несмотря на отсутствие кисти руки, сам себя обслуживал во всем.
В канун войны он работал в Якутске штукатуром. В 1942 году 18-летний парень отправился на фронт. На станции Мальта в Иркутской области проходил краткосрочную военную подготовку. Его боевой путь начался в составе 107 стрелкового полка на знаменитой Курской дуге, на Курско-Орловском направлении. Потом войска 3 Белорусского фронта форсировали Днепр и двинулись дальше на запад. При сражении под Житомиром и Бердичевым Иннокентий получает тяжелое ранение и проходил лечение в госпитале в Уфе. После выздоровления его направили в полковую школу, откуда он вновь возвращается на фронт в качестве командира отделения.
В последующих боях он после четвертого ранения потерял правую руку. За совершение боевых подвигов его дважды – 29.12.1943 и 17.01.1945 – представляли к боевым наградам, но Орден Отечественной войны второй степени он получил только спустя два года после долгожданной победы.
Несмотря на тяжелый недуг, заведомо мешавший ему стать художником, Иннокентий Кычкин поступил в Якутское художественное училище, успешно его окончил и очень хорошо рисовал, учил детей рисованию и черчению в школах Чурапчинского, Mегино-Кaнгaлacского и Усть-Алданского районов, сам выполнял художественные и оформительские работы.
У Иннокентия Гаврильевича было очень много знакомых в творческой среде, многие его знали и уважали. Он обладал удивительно доброжелательным характером, очень любил детей. К сожалению, он так и не обзавелся семьей, последние годы жизни он проживал у своего племянника В.И.Местникова.