Их было семеро 18-летних парней, которых первыми призвали на фронт из Беченчи в самом начале войны. Пути – дороги земляков разошлись в Иркутске. В первый год войны Николай Мыреев работал в городе Новосибирске на заводе имени Чкалова, в цехе по сборке истребителей и легких бомбардировщиков. В 1942 году его направили в 130-й минометный полк 61-й армии Брянского фронта, где он в качестве старшего связиста обеспечивал связь минометной батарее. Первое боевое крещение новобранец получил 2 мая 1942 года.
-Мы приняли бой вблизи города Белова, – вспоминал фронтовик. – В этом бою, первом для меня, я обеспечивал связь минометной батарее, которой командовал отличный специалист своего дела старший лейтенант Маликов. Его мастерство и большое хладнокровие я заметил сразу, а в бою это наглядно подтвердилось.
После длительной и интенсивной артподготовки фашисты начали наступление. Впереди шли танки, за ними – пехота. Враг был как на ладони, и я недоумевал: почему командир не прикажет открыть огонь, чего ждет? Танки подошли совсем близко, и вот тут прозвучала долгожданная команда. Маликов все рассчитал правильно. Первым же залпом были выведены из строя три фашисткие машины. В рядах атакующих начался переполох. Следующие залпы, массированный огонь из стрелкового оружия довершили дело, цепи атакующих были скомканы и отброшены назад. Я в этом бою передавал по телефону команды Маликова батареям.
Более десяти месяцев не выходила наша часть из боев. Было немало трудных ситуаций, однако солдатская взаимовыручка, смекалка и выносливость помогали нам в самых сложных положениях.
В феврале 1943 года нашему полку приказали овладеть деревней Монастырская, в которой немцы сидели очень крепко. Отработала свое артиллерия, пошла в атаку пехота. Батареи должны поддерживать ее всеми огневыми средствами. И тут случилось непредвиденное: прервалась связь наблюдательного пункта с батареями. Положение – хуже некуда. Враг бьет по наступающим красноармейцам, а наши минометы молчат. Атака захлебнулась. Ухватив в руки провод, я выскочил из окопа на поиски обрыва. Немцы меня заметили и взяли под обстрел. Даже мин не жалели: то с одной стороны саданут, то с другой. Страшно было, что и говорить, но я все же нашел обрыв и соединил провода. И наши батареи, получив связь, тут же ожили, заговорили. Спустя несколько часов Монастырская была свободна от захватчиков…
В одном из жестких боев связист Николай Мыреев был тяжело ранен, после лечения его комиссовали. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». Более 30 лет фронтовик работал в родной Беченче учителем трудового обучения. Трудился честно, с полной отдачей сил, был награжден медалью «За доблестный труд» и знаком «Отличник народного просвещения».
Николай Алексеевич Мыреев
Нашли ошибку? Просим написать нам: nvk-online@mail.ru с указанием ссылки.