Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.
ЛЮДИ ПОБЕДЫ
Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.

Аянитов Николай Николаевич

Аянитов Николай Николаевич родился в октябре 1920 года в Жулейском наслеге Алексеевского района ЯАССР, закончил 4 класса. До войны работал в колхозе табунщиком.
В июне 1942 года был призван на войну. После окончания военного обучения в г. Молотов, был направлен на курсы зенитных артиллеристов.
Войну начал весной 1943 года в Донбассе в составе 748 отдельного истребительно-противотанкового дивизиона IV Украинского полка заряжающим 45-мм противотанковой пушки.
Воевал в составе I Прибалтийского, III Белорусского фронтов в качестве лаботариста, грузчиком автобатальона.
Из воспоминаний: «Был грузчиком на грузовом автомобиле ЗИС-5, хочу отметить, что грузовик был абсолютно неприхотлив, мог ездить на любом бензине, даже низкокачественном, а зимой, даже если оставался на ночь на улице, мог легко завестись с рукоятки. Однажды днем нас атаковал немецкий самолет, одна машина загорелась, я подбежал к горящей машине, открыл борта, вытолкнул бочки с керосином и выгрузил боеприпасы. После ко мне подошел мой товарищ, спросил, не ранен ли я, показал мне дырку от пули на шинели. Когда прозвучала команда «Воздух», я спрыгнул с машины, видимо в этот момент пуля «прошила» мне полы шинели».
28 октября 1944 года был награжден медалью «За отвагу»: «Исполняя обязанности лаботариста взвода боепитания, проявил смелость и отвагу в боях с 5 по 14 октября, несмотря на сильный огонь противника, быстро и неустанно подносил снаряды боевым экипажам».
В 1945 году его перевели заряжающим противотанковой самоходной артиллерийской установки САУ СУ-100. Из воспоминаний: «Установка могла с 1,5 –километрового расстояния мог пробить любой танк, за что ее солдаты прозвали «Зверобой». В обязанности заряжающего входило смазать снаряд и зарядить пушку. В холодные ночи, чтобы не замерзло масло картера, ночевали под пушкой, разжигали и всю ночь поддерживали огонь».
Принимал участие в штурме города Пиллау 25 апреля 1945 года.
За участие в сражении за Пиллау 05 мая 1945 года награжден медалью «За отвагу»: «В боях, проведенных полком на косе Фрише-Нерунг неутомимой работой в любых условиях боевой обстановки производил заправку СУ боеприпасами, что обеспечило успех боя 02.05.1945 года. Из-за невозможности подвоза боеприпасов, на плечах носил боеприпасы на 2 СУ, оказав большую помощь в подготовке СУ к бою».
Победу встретил в польском городе Гданьск. В 1946 году после участия в восстановительных работах в Белоруссии был демобилизован.
Вернулся на родину в с. Туора-Кюель Таттинского района. Прожил долгую жизнь, родил 6 детей. Работал водителем в колхозе, кадровым охотником. Награжден медалью «За взятие Кенигсберга», орденом Великой Отечественной войны 2 степени, «За победу над Германией», является Заслуженным работником сельского хозяйства ЯАССР.

Нашли ошибку? Просим написать нам: nvk-online@mail.ru с указанием ссылки.