Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.
ЛЮДИ ПОБЕДЫ
Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.

Моякунов Николай Егорович

1899-1943
Из нашей семьи в Великой Отечественной войне участвовал мой прапрадед, дед моей бабушки, Моякунов Николай Егорович.Он родился в 1899 г. в Чамче Ленского района, в местности «Yрэх төрдө», в многодетной семье. У его отца, человека по прозвищу Отчут Егор, было 8 сыновей, 5 дочерей. Хотя в школе не учился, прапрадед умел писать и читать. До войны его семья жила обособленно, в своем урочище, в котором до сих пор сохранились остатки их дома, амбара, хотона. По тем меркам семья была среднего достатка. Прапрадед был умелым столяром, мастерил табуреты, ящики и т.д. Эти старинной работы ящики сейчас есть у некоторых жителей с. Орто-Нахар. Кроме того, он был хорошим охотником, рыбаком.
В 1935 году в Чамче был организован колхоз «Красный пахарь I». Прапрадед работал в нем заместителем председателя и бригадиром полеводов. В те времена работали очень много, от зари до зари. Труд бригадира, связанный с огромной ответственностью, организацией труда людей, был очень тяжелый. Но именно из труда таких скромных, простых тружеников создавалось благосостояние народа, поднималось народное хозяйство.
Когда началась Великая Отечественная война, на фронт в числе первых были призваны приемный сын прапрадеда Моякунов Софрон Николаевич и муж приемной дочери, уроженец Беченчи, Мыреев Сергей. Прапрадеду в то время было уже 43 года. Он работал в леспромхозе и имел так называемую «бронь» от армии (т.е. освобождение). Но несмотря на это, в июне 1942 года прапрадед добровольцем вызвался на фронт. Перед отъездом он сказал своей жене, Моякуновой Ульяне Михайловне: “Твоя доля – дочь, оставайся с нею, а моя доля – сын и зять, я должен быть с ними. Может, чем-нибудь сумею им помочь”. В этих бесхитростных словах, на мой взгляд, отразилась благородная душа простого якутского мужчины, выше всего ставящего свой долг перед детьми, даже если они и неродные, приемные, и свой долг перед Родиной, для которой настали трудные времена.
Все призванные в армию из Якутии останавливались в станции Мальта Иркутской области. Прапрадеда из-за возраста направили на трудовой фронт. Каждое утро перед строем называли фамилии тех, кто в составе маршевых рот отправлялись на фронт. И вот однажды прапрадед услышал имена своих родных: сына и зятя. Тогда он тоже выступил из строя и обратился к командирам: “Отправьте меня на фронт с моими детьми”. Его пытался остановить земляк, Терешкин Василий Николаевич, тоже направленный из-за болезни на трудовой фронт: “Николай, не выходи, тебя убьют на фронте”. И даже пытался задержать за пальто. Но сильный прапрадед, одним движением оторвав от себя руки Терешкина, все равно вышел из строя и вызвался на фронт. По воспоминаниям Еднина Георгия Ивановича, сослуживца прадеда, с которым в 1967 году разговаривал мой прадедушка Моякунов Гаврил Николаевич, прапрадед служил с ним некоторое время под Москвой. “Служил хорошо, был храбрым солдатом, а потом наши пути разошлись,” – рассказал Георгий Иванович. Одно время в с. Орто-Нахар зоотехником работал Захаров Николай Васильевич. Он также служил вместе с прапрадедом под Москвой в кавалерийской части. А житель Беченчи Черепанов Семен служил с прапрадедом в направлении г. Ржева. В это время Советская Армия, неся огромные потери, отступала. Их часть оставили в аръергарде с целью приостановить наступление фашистов. За один день наши и немцы сходились в штыковой атаке семь раз. В такие атаки ходили тройками: самый сильный в центре, с двух сторон его прикрывали несколько слабые физически бойцы. Как свидетельствовал Семен Черепанов, он видел прапрадеда, штыком без устали колющего немцев, на протяжении шести атак. А во время седьмой, даже в пылу и грохоте расслышал крик по-якутски: “Сиэтилэр!»” (“Убили!”) и подумал, что Николай погиб. Сам Черепанов в этом бою был ранен. Но прапрадед не погиб. Как написано в книге «Память», он погиб 8 марта 1943 года в деревне Пузановка Жиздринского района Калужской области. А что касается его сына Софрона и зятя Сергея, то оба погибли на фронте. Согласно истории войны, мои родственники погибли во время так называемой Жиздринской операции, которая началась 22 февраля 1943 года и закончилась 23 марта этого же года. Это была наступательная операция советской 16-й армии Западного фронта под командованием генерала-лейтенанта И.Х. Баграмяна. Названа так по названию города Жиздра Калужской области. Боевые действия отличались крайним ожесточением.В этих кровопролитных боях 16-я армия Баграмяна сражалась насмерть. За мужество, отвагу и героизм ее воинов 16 апреля 1943 г. приказом Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина 16-я армия была преобразована в 11-ю гвардейскую. В боях за освобождение Думинического района погибли более 19 тысяч советских воинов, прах которых покоится в 25 братских могилах. [6]
От прапрадеда его сыну, моему прадеду Моякунову Гаврилу Николаевичу, почти ничего не осталось. Сохранилась только довоенная фотография и одно единственное письмо, присланное из г. Молотов. Написано 22 июля 1942 года старым, латинским шрифтом на якутском языке.
Из-за старости письмо пожелтело, на сгибах протерлось, некоторые слова невозможно прочитать. В начале своего письма прапрадед передает привет своим родным, перечисляя всех по именам: жене Ульяне, приемной дочери Екатерине, матери, старухе Прасковье. Сообщает, что они доехали до места назначения 17 числа. Все призванные с Якутии ехали до Иркутска вместе, а потом все разъехались. “Мы, 10 человек, находимся вместе, остальные еще не учились,” – пишет прадед. Далее сообщает о знакомых то, что знает: “Мотосов Павел из-за болезни живота остался в Омске. Пахомова Николая по дороге разъединили с нами и отправили в другое место”. Чтобы успокоить родных, прапрадед дважды упоминает, что кормят их хорошо, трижды в день, что дали обмундирование. “Меня отправляют на лесозаготовки. Софрон, вероятно на учениях,” – пишет он. Значит, его фронтовые дороги с сыном разошлись. О зяте он не упоминает, хотя в письме есть некоторые места, которые не удалось расшифровать. Далее он сообщает родным свой адрес на русском языке. В конце письма прапрадед просит родных поскорее прислать письмо, желает им всего хорошего и прощается с ними.
Хотя письмо не очень содержательно, оно имеет особенную ценность для нашей семьи, так как, во-первых, написано с фронта, во-вторых, это единственная сохранившаяся, дошедшая через годы с тех далеких времен память о дорогом нашему сердцу человеке.
В нашей семье навсегда сохранилась память о прапрадеде-участнике войны. О нем рассказывал мой прадед, Моякунов Гаврил Николаевич. В его семье хранится фотография прапрадеда и простой деревянный ящик, сделанный его руками. О жизни Николая Егоровича и участии в войне писали доклады в разное время мои троюродные сестры.
С развитием интернет-технологий мы отыскали данные о прапрадеде и его сыне на сайте Центрального Архива Министерства Обороны Обд – Мемориал. В “Именном списке безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 440 стрелкового полка, 64 стрелковой дивизии, 16 армии, Западного фронта с 01.03.1943 по 10.03.1943 года” находится информация:
1. Маякунов Н.Е. убит 08.03.1943. Место захоронения – Смоленская область, Жиздринский район, что восточнее 1,5 км деревни Пузановка (ныне Калужская область).
2. Маякунов С.Н. умер от ран 10.03.1943. Место захоронения – 200 м юго-восточнее деревни Буда-Монастырская, Сухинического района, Смоленской области (ныне Калужская область).
Хотя информация по фамилии Маякунов (а не Моякунов), это, конечно же, мой прапрадед и его сын. В 1954 году было перезахоронение братских могил в село Высокое Думинического района Калужской области, там же был установлен мемориал. Данные о мемориале:
Регион захоронения – Калужская область;
Номер захоронения в ВМЦ – 40-63/2014;
Место захоронения – Думинический район, село Высокое;
Вид захоронения – братская могила;
Захоронено всего – 6912 человек (с 01.03.1943 по 10.03.1943 погибли);
Захоронено известных – 5877;
Захоронено неизвестных – 1035.
Когда было точно определено местоположение могилы наших родственников, Саморцев Иван Васильевич, мой дядя, брат моего отца Саморцева Гаврила Васильевича,в августе 2019 года во время отпуска съездил в Калужскую область, чтобы от имени всех продолжателей рода Моякуновых поклониться праху прапрадеда и его сына. Пусть мой прапрадед и не совершал каких-то особых подвигов, не отмечен наградами и медалями, я горжусь им и считаю, что он – настоящий герой, отдавший самое драгоценное, что у него есть – жизнь – ради своей Родины.

Саморцев Захар, ученик 7 класса МКОУ СОШ с. Чамча Ленского района

Нашли ошибку? Просим написать нам: nvk-online@mail.ru с указанием ссылки.