Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.
ЛЮДИ ПОБЕДЫ
Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.

Татаринов Вениамин Иванович

1891 сыллаахха Бороҕон улууһун 1 Суотту нэһилиэгэр төрөөбүтэ.
Тыа хаһаайыстыбатынан, булдунан дьарыктаммыта.
Сэрии сылларыгар Ааллаах Үүн диэн көмүс хостуур бириистэҥҥэ таһаҕас таһыытыгар сылдьыбыта.
Кэлин колхозка дьаныардаах улэтин иһин Стахановец бочуоттаах аатын сүктэрбиттэрэ.
Кэргэнин, Дьяконова Феодосия Семеновналыын, быһа холоон, 1918-19 сыллаахха ыал буолбуттара.
Алта огону төрөппүттэрэ:
Марфа (1919 с.)
Михаил (1922 с.)
Егор (1924с.)
Наталья (19.. с. чуолкайа биллибэт)
Марина (1931 с.)
Анастасия (1932 с.)
Эһээбит, Мэнээмин, сэрии кэмигэр Ааллаах Үүн диэн сиргэ көмүс хостооччуларга таһаҕас таһыытыгар сылдьыбыт хорсун быһыытын туһунан ханна да суруллубакка, ахтыллыбакка хаалбытын бу кэлин улаатан, сааһыран баран биллибит. Эрэйи-муҥу эҥэриттэн тэлэн, араас быһылааннарга түбэһэн, элбэх мэһэйдэри туораан, ыраах, хаһан да билбэтэх сирдэригэр тиийтэлээн, алдьархайдаах сырыылары сылдьыталаан тугу көрбөтөҕө-билбэтэҕэ баарай – ол ыарахан кэмнэр тустарынан хаһан да, кимиэхэ да кэпсээн оҥостубакка эһээбит барахсан бэйэтин кытта илдьэ бараахтаатаҕа. Ол сырыылар тустарынан кэлин журналистар, общественнай үлэһиттэр хасыһан икки кинигэни таһаарбыттар, хас да ыстатыйа суруллубут. Чугас аймахтарбыт, ыччаттарбыт ол ааспыт амырыын кэмнэргэ биһиги эһээбит Мэнээмин, оччолорго эдэр, тэтиэнэх киһи, Ааллах Үүҥҥэ таһаҕас таһыытыгар хайдах-туох сырыылары туораан сылдьыбытын биллинэр диэн бу ыстатыйаттан быһа тардыыны киллэрэргэ быһаарынныбыт.
Аллах-Юньские грузоперевозчики в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Аллах-Юнь для старшего поколения ассоцируется как центр золотой промышленности, а для молодых — какой-то населенный пункт на востоке Якутии. Между прочим, Аллах-Юнь имеет солидную историю. «…»
Правительство республики 3 сентября 1942 г. дало указание колхозам Намского, Мегино-Кангаласского, Амгинского, Таттинского, Усть-Алданского, Чурапчинского, Орджоникидзевского, Томпонского, Усть-Майского районов выделить для перевозки грузов в Аллах-Юн по 8 -10 человек, 40–50 лошадей. Каждый год колхозы центральных районов должны были выделить по 2000 перевозчиков. На сани загружали 300–350 кг груза. Перевозчики грузы получали на складах «Востокзолото» и «Холбос». С первым снегом следовали по маршруту Якутск — Тюнгюлю–Чурапча – Черкех. От села Черкех до Охотского Перевоза — 253 км. От Охотского Перевоза до Аллах-Юня — 150 км. «..»
Дорога проходила через Терют Суордах, Кырынаастыыр, затем самый, трудный участок Сэттэ Дабан протоженностью 12 км, где лошади поднимались с грузом 250 метров. Малейшая ошибка стоила жизни людей и лошадей. От зимовья Кырынаастыыр с 26 км начинается Силлиэмэн с постоянной пургой до Муус Келя. Сильно мешали тарыны, которые не замерзали даже в 40–50 градусные морозы. С наступлением холодов рабочие продснаба делали обходные дороги наледов и талых мест. Путники при подъемах помогали друг другу, груз иногда таскали сами, помогая лошадям. Часто лошади падали в обрыв с грузом. Снежные бури сбивали людей и лошадей. За потерю груза, гибели лошади «виновных» судили законом военного времени и отправляли в лагеря ГУЛАГ. Добравшись до Аллах-Юня сдавали груз. Иногда ночевали на улице, так как мест в гостинице не давали. Перевозчики отмораживали руки, ноги, некоторые от болезни и трудностей дороги умирали на пути. «..»
В зимовьях собирались картежники, пьяницы, бродяги и перевозчикам приходилось поочередно охранять груз и лошадей. В то время на пути на них могли напасть бандитские формирования Е. Павлова и В. Орлова.
«..» Время не щадит никого и ничего. Все дальше уходит героизм перевозчиков–колхозников, достававших стратегического груза золотодобытчикам «Джугджурзолото». Их теперь осталось мало, многие почили в мир иной, даже не оставив свои имена. Эта наша вина.

Павлов А. А. Аллах-Юньские грузоперевозчики в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №29.1. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/archive/133/37208/

Нашли ошибку? Просим написать нам: nvk-online@mail.ru с указанием ссылки.