Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.
ЛЮДИ ПОБЕДЫ
Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.

Мордовской Дмитрий Степанович

Мордовской Дмитрий Степанович – учитель фронтовик, участник Великой Отечественной войны.
Дмитрий Степанович 1910 года рождения, уроженец с.Абага Олекминского района.Родился в семье бедняков Мордовских Степана Семеновича и Екатерины пятым ребенком из девяти. До войны с 1932 года по 1937 годы проработал учителем в Саккырыском районе в с.Хоту-Алыыта. В виду болезни престарелых родителей вместе с семьей, с четырьмя детьми выехал на родину. По пути от болезни умерли 2 сына. Перед войной он потерял еще 2 дочерей и жену. В 31 год, овдовевший, ушел добровольцем на фронт. Прошел всю войну. Воевал в составе 957 стрелкового полка, был командиром минометного расчета, разведчиком на Юго-Западном и Воронежском фронтах. Имел боевые медали «За победу над Германией» от 9 мая 1945 г, юбилейные медали в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Имелись много ранений. Демобилизовавшись создал новую семью, с супругой Зоей Егоровной, которая в годы войны проработала трактористкой во 2-Нерюктяйе, родили 8 детей. Дмитрий Степанович проработал военруком в Кыллахской школе, учителем начальных классов в Тюбя, воспитателем интерната в Абагинской школе, вплоть до выхода на заслуженный отдых. Потерял свою супругу в 1965 году, которой было только 38 лет, оставшись один с 8 детьми через 4 года в 1969 году сам покинул этот мир в возрасте 58 лет. Сказались годы войны. Как человек, педагог Дмитрий Степанович был очень культурным, начитанным, умным, эрудированным, хорошо играл в шахматы, учил своих воспитанников. Много читал, выписывал много газет, журналов, слушал радиопередачи и использовал при проведении политинформации. Любил природу, рыбалку, был заядлым охотником. Дружил с поэтом и фронтовиком, земляком А.Г.Кудриным-Абагинским, с которым в каждый его приезд выходили на природу, рыбачили, поэт читали свои стихи… Потомки пошли по стопам отца, стали учителями, внуки и правнуки продолжают династию. Дмитрий Дмитриевич Лыткин, воспитанник Дмитрия Степановича, потерявший своего отца на войне, сам учитель, вспоминал: «Наш воспитатель Дмитрий Степанович был человеком широкой натуры, добрый, заботливый. Зачастую мы, интернатчики, оставались у него дома на выходные, продолжали баталии по шашкам, шахматам, он мне был как отец, его рассказы о войне трогали наши сердца».

Разведчик Мордовской
После окончания Якутского педрабфака Дмитрий Степанович Мордовской работал учителем начальных классов. Призван в армию в 1941 году. Воевал на Юго-Западном и Воронежском фронтах.
Ночью с 20 на 21 июня 1942 года разведчики – якут Мордовской и чуваш Никеев, форсировав речку, проникли в расположение противника и на контурной карте пометили живую силу и орудия немцев. Здесь находились тщательно замаскированные танки пушки, автомобили, огневые точки. Немцы то ли угадав, то ли почуяв разведчиков, открыли минометный огонь. Разведчики отступили и целый день лежали в болоте.
Командир разведроты Николай Александрович Бережной собрал разведчиков на кукурузном поле, недалеко от деревни Никольское, и приказал по возможности без боя взять языка, желательно офицера. Под утро разведчики подошли к селу Никольское. Ранним утром по узкой деревенской улице прохаживались немцы. Командир приказал Михаилу Косолапову и Виктору Струлевичу незаметно перейти улицу и без выстрела и шума захватить фрица, идущего к речке. Рядовой Мордовской и лейтенант Бережной вслучае неудачи должны были поддержать огнем. К счастью, все обошлось без единого выстрела. Разведчики с картами и «языком» благополучно вернулись в свою часть. И так бывало не раз.
Последняя разведка оказалась для Дмитрия Степановича роковой. Он был тяжело ранен в руку. Находился на излечении в эвакогоспитале. ВКК признала его негодным к военной службе.
После демобилизации до выхода на пенсию Дмитрий Степанович Мордовской преподавал в Абагинской школе. За участие в Отечественной войне награжден медалями.
А.ХАЛТАНОВ
Воспоминание Мордовского Дмитрия Степановича от 18 января 1967 г.
Начал войну в 1942 году с Воронежского фронта, кончил вторым Украинским фронтом с Румынией в 1944 году. Награды: Медали за отвагу и за доблесть, две медали за Победу над Германией. Имел 2 легкие ранения и две контузии. Фронтовое звание – старший сержант. Воевал в Курской, Харьковской, Полтавской, Молдавской, Киевской, Винницкой областях командиром 120 мм миномета.
В 1942 году на Воронежском фронте мы делали разведку с боем. Это было 22 июня, нас было 43 человека под командованием лейтенанта Березного Николая Александровича. Каждые 2 месяца каждый боец обязан был участвовать в разведке. Наша задача была сделать топографическую карту расположения противника и захватить одного из офицеров противника и привести в свое расположение. С 20-го июня на 21-е июня мы начали переправляться через реку Дон. Всю ночь с 20-го по 21-е июня мы кое-как перешли линию фронта и спрятались в садах. 21-го июня в начале ночи я и чуваш Никеев проникли в расположение противника и отметили на карте ихнюю технику, живую силу, потом подошли к своим . В это время одна женщина с 3-х4-х летней девочкой наткнулись на меня. Она гнала корову на поле, но корова ушла в кукрузное поле и прошла около меня, за ней эта женщина нечаянно наткнулась на меня и от испуга хотела кричать, но мы с Никеевым закрыли ей рот. Она впала в обморок, мы у нее двигали конечности, тогда она очнулась. Уговорили молчать. На редкость, к нашему счастью, женщина попала знающая, что где у противника. Один бугорчик закрытый брезентом, мы отметили танком, оказывается, это были маскированные ящики мин и снарядов, это на карте мы переправили. Утром часов в 2,30 мы перешли линию фронта и спрятались в кустарниках, камышовых болотах. Утром, когда совсем рассвело, немцы, то ли наугад, то ли зная, по нас стали стрелять минами и снарядами. Мы на болоте окопались и пролежали целый день. Вечером часов в 9 противник прекратил огонь. Тогда мы по 2-3 часа поспали на брусьях окопов. Ночью ужинали и в 2 часа ночи опять перешли линию фронта немцев. Разведали расположение немцев как следует и с 3-х часов ночи 22-го июня стали отходить обратно опять в болото, но когда стали переходить село Никольское, немцы уже встали и стали ходить на реку мыться. Один немец мылся на реке и стал подниматься вверх по склону, но по пути встретил одного идущего мыться. Вымывшись, облокотился на плетень, а другой подошел и о чем-то немного разговорились и стал отходить. В это время напал на него Срулевич, преодолеть не мог, тогда я пустил короткую автоматную очередь на отходящего, а Березной на схватившегося с Срулевичем, обоих наповал убили , забрали вооружения, оказалось один немец, другой австриец. Мы в кукурузном поле собрались и совещались. Решили захватить языка – живого немца и увести с собой. По узкой улице ходили немцы мыться на реку. Командир вызвал Косолапова Михаила и Срулевича Виктора, приказал перейти улицу и подняться по склону вверх и захватить языка. Мы с Березным обещались поддержать их. Они незаметно, по плостунски перешли улицу, потом стали подниматься вверх по той стороне улицы на село Никольское. И как заметили нас немцы стали стрелять по нас. Я с остальными отстреливаясь стал отходить к реке по кукрузному полю. Но на меня напал австриец, хотел поймать меня живым, но я его убил и весь день опять лежали в болоте и ночью перешли реку обратно в свое расположение.
Цель разведки была достигнута.
20.01.1967 г. Д.С.Мордовской

Нашли ошибку? Просим написать нам: nvk-online@mail.ru с указанием ссылки.