Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.
ЛЮДИ ПОБЕДЫ
Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.

Хохолов Тимофей Федорович

П Хохолов Тимофей Федорович
С малых лет работал на разных работах в колхозе. За трудовые отличия награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».
ИСТОРИЯ СЕМЬИ В ИСТОРИИ НАСЛЕГА
От 10 июля 2018 г, газета «Олекма»
Нет на земле такого человека, который не помнил и не любил бы свою малую родину, где родился, ту территорию, где его корни, следы предков…
Все мы – Хохоловы – выходцы из Дабана. Наш папа Тимофей Федорович Хохолов из многодетной семьи. Его отец, Федор Федорович, высватал себе невесту из очень зажиточной семьи Кыллахского наслега Бахсырову Марфу Прокопьевну, у которой в приданом была фарфоровая серебряная посуда бельгийской мануфактуры с вензелем «М.Р.» (Марфа Прокопьевна), соболиные шубы, сундуки; лошадь невесты была в серебре и все, как в старину полагалось. Это было еще до революции. Позже, в каждой семье ее детей были серебряные ложки, посуда, детали от серебряной сбруи и другие ценные вещи – иконы, подсвечники, самовары, шкатулки и прочее.
А предки нашего деда были из служивых казаков с фамилией Хохловы (из архивов: «Хохоловы – это интерпретация по –якутски») позже обосновались на островах возле Дабана и занимались хлебопашеством, разведением скота и лошадей, торговлей.
В селе Дабан жили небольшими хуторками, семьями, в основном промышляя охотой. Наши предки, расширяя свои территории, перебазировались в урочище УулаахУруйэ из-за наводнения (1911-1912 гг). Многим хуторянам (местным жителям) это не понравилось, потому что бабушка нашего отца (мать деда) была крупной русской женщиной из села Точильное. После смерти мужа она принялась управлять хозяйством сама – проявила организаторские качества, все ее 8 сыновей, невестки, многочисленные батраки – все были под ее чутким присмотром. Хозяйство расширялось, возили продукты, зерно на Бодайбо.
Революция 1917 года для таких не стала прогрессом, и с «пролетариями всех стран» соединяться не хотели. И в одночасье практически вековые традиции ушли в никуда. Но люди разумные, умеющие работать, сгодились и в годы Советской власти… Во времена НЭПа коммунисты на местах, понимая политику партии по-своему, не давали крестьянам светлых дней, работали от зари до зари хуже батраков – за трудодни. А для получения очередного переходящего красного знамени, для показателей (!) нормы увеличивали в 1,5-2 раза.
Папин отец овдовел, оставшись с 8 детьми. Старшие дочери уже работали, а наш папа и две сестренки были помладше. Нельзя без слез представить, как они выжили, как не озлобились, стали настоящими, достойными людьми!?
Вспоминая своего отца, папа очень тепло отзывался о нем, как о добрейшем, спокойном, мастеровитом человеке. Деда призвали на войну, как и всех его братьев, которые были и постарше его, и помоложе. Хохоловых ушло на фронт 12 братьев, из них – без вести пропали, погибли. Вернулись не все… Во время войны папа подростком работал в колхозе, на ямщицком тракте до службы в Советской Армии, возил почту с сестрой Верой Федоровной.
Вернувшись после войны, фронтовики работали в колхозе. Были на слуху семьи братьев Мироновых, Тыкынаевых, Давыдовых, Сафоновых, Пшенниковых, которые своим трудом дали второе дыхание своему родному Дабану. Папин дядя, Афанасий Петрович Хохолов, был бригадиром, его вспоминают как самого справедливого. Н.С.Махчагаров тоже был очень честным и принципиальным человеком, занимал должность председателя колхоза. Именно он организовал нашим родителям комсомольскую свадьбу, папа был бригадиром, а мама – библиотекарем. Это было в 1958 году.
Старшая сестра Людмила Тимофеевна родилась в Дабане, а мы с сестренкой Мариной родились уже в городе Олекминске. Папу направили на курсы водителей, по окончанию которых он работал сначала в Олекминском АТП, а затем перевелся в Абагинское сельпо, так как маму направили работать в Абагинскую начальную школу. В Центральной Абаге маме выделили квартиру, ну, а мы с сестрой еще оставались в городе у бабушки.
Центральная Абага была центром им. Г.Димитрова, затем совхоза «Димитровский» и называлась вначале просто МТС, т.к. машинно-тракторная станция была именно там, руководил которой К.А.Миллер. Все трактористы и механизаторы съезжались перед посевной и уборочной на ремонт и профилактику сельхозтехники. Организация труда была очень серьезная, у всех была спецодежда, горячее питание. Никто запчасти не воровал, помогали друг другу, тогда действительно были девизы –«Один за всех, и все за одного», «человек человеку – друг, товарищ и брат».
И вот тогда дабанцы – механизаторы, так приезжавшие на ремонт, жили все у нас! Высокие, крепкие, сильные, и работа у них ладилась. По вечерам разговоры у керосиновой лампы, шутки, воспоминания из детства. Мы с сестрами сидели под круглым столом и слушали их рассказы про охоту, рыбалку, курьезные моменты в работе. И так здорово они смеялись над собой. Еще была бригада строителей-дабанцев, которая строила дома для специалистов в Ц.Абаге.
Приезжали и на партийные конференции маститые коммунисты – И ван Николаевич Килясов, наш дядя, и Николай Васильевич Андреев – наш брат, молодой коммунист. Мама с них пылинки сдувала, советовала, что лучше надеть, чтобы достойно выглядеть, и, конечно же, хотела, чтоб папины земляки были лучшими. Не секрет, что одежды тогда было мало: ватные штаны и рубашки собственного кроя и пошива. Папа в сельпо «по блату» доставал красивые вещи.
На выходные приезжали и дабанские ученики, которые учились во 2-Нероюктяйинской средней школе, они тоже останавливались у нас. С концертами приезжала дабанская молодежь. И меня до сих пор поражает то, что жили-то все очень скромно, разносолов не было, всех и кормили, делились последними.
Приезжали кто в больницу, кто с маленькими детьми, кто рожать. Всем места хватало. Позже, когда уже построили частный дом, нравы менялись, но папино поколение, их дети, по-прежнему были открытыми , честными, настоящими. Мы с мамой каждое лето ездили в Дабан на речном трамвае «Голубь». Всем покупали подарки. Было настоящее путешествие: на причалах в 1 Нерюктяйе и в Дабане разжигали костры, ждали пароход, играли, баловались.
В Дабане, в первую очередь, шли к папиной старшей сестре Анне Федоровне – у нее всегда свой свежий хлеб, сливки, яичница на уличной печке, варенье. Затем (как по протоколу) навещали Татьяну Семеновну Сафонову (Хохолову), она работала председателем сельсовета, была истинной железной леди.
А после мама шла к подругам Ирине Семеновне Хохоловой, Евдокие Семеновне Давыдовой. Очень тепло нас всегда принимали папины сестры Вера Федоровна Килясова и Милитина Федоровна Хохолова, папитна племянница Сафонова Мария Михайловна, наш брат Николай Васильевич Андреев. И, вообще, в какой дом в Дабане не зайди – на папиной родине все были нам рады: горячий чай с молоком, молодая картошка, рыба, грибы, варенье, пирожки, оладьи – все подавалось на стол. И это, конечно, было добыто, сделано, приготовлено не только руками трудолюбивых красивых женщин, но и мужественных, ловких, мастеровитых мужчин – папиных земляков-дабанцев.
Хочу добавить, что у них генетическое чувство чистоты и порядка, как и впрочем, у всех коренных олекминчан. Позже в Центральной Абаге мы в шутку называли второй волной эмиграции дабанцев. Усадьбы сестер и братьев Сафоновых, Венедиктовых, Кузьминых всегда отличались ухоженностью и порядком.
И современный Дабан ни в чем не уступает: сохранились традиции крепких подворий, порядок в селе. Это заслуга заслуга заместителя главы Ларионова Виктора. Коллекетив детского сада, работники культуры – всегда активные участники интересных мероприятий. А учащиеся, даже не имея своего спортзала в школе, вырастают такими спортсменами, что весь район ими гордится. И, конечно же, поздравляя всех дабанцев – земляков нашего отца Хохолова Тимофея Федоровича – со знаменательным событием -130-летием образования села Дабан, хочется пожелать всем добра, благополучия, держать марку самобытности и не забывать, что родина – она одна. Валентине Александровне Жироховой – теплые слова благодарности, что чтут стариков и уважают молодежь, терпения и благоденствия. С праздником, с юбилеем, всем здоровья и счастья!.
С глубоким уажением, Г.Т.ХОХОЛОВА,
начальник ГБУ РС(Я) управление ветеринарии
с ветеринарно-
испытательной лабораторией
Олекминского района.

одразделение где служил, воспоминания и биография.

Нашли ошибку? Просим написать нам: nvk-online@mail.ru с указанием ссылки.